Присоединяйтесь к нам в Telegram! • Живая аналитика e-commerce • Инструкции и обзоры для интернет-магазинов
Подписаться

3PL-логистика: что это

3PL-логистика – это совокупность всех логистических процессов, начиная складированием и заканчивая доставкой товара конечному потребителю. 3pl — сокращение от «Third Party Logistics» (англ.аббр.), означающее «третья сторона логистики». 3pl-операторы выстраивают цепочку доставки и оказывают весь спектр транспортных услуг. Именно по такой схеме работают операторы фулфилмента и курьерские службы.

Остановимся подробнее на понятии «сторона логистики»? Оно определено международной классификацией и зависит от степени участия компании в логистических процессах. Так появилось цифровое обозначение. Любой интернет-магазин должен как-то решить вопрос с доставкой товаров покупателю, и этот вопрос может быть решен по-разному. Одни организации занимаются логистикой самостоятельно, а другие передают весь цикл на аутсорс 3pl-оператору. Рассмотрим международную классификацию вовлеченности подрядчиков в логистику интернет-магазинов:

  • 1PL – владелец товара самостоятельно организовывает доставку груза.
  • 2PL – производитель товара привлекает подрядчика, который занимается отдельными этапами, входящих в логистический цикл: аренда склада, хранение товара, привлечение перевозчиков и т.д.
  • 3PL – «третья сторона логистики». 3pl-провайдер осуществляет значительную часть логистических мероприятий. Курьерские службы в своем большинстве организованы по данному принципу. 3pl-услуги включают: 
  1. хранение,
  2. упаковку,
  3. маркировку,
  4. транспортировку,
  5. сборку заказов и др.
  • 4PL – абсолютно все задачи транспортной и складской логистики выполняются провайдером. Такие операторы на российском рынке встречаются редко.
  • 5PL – оператор решает не только логистические и складские задачи, но и продает товары заказчика. Яркие представители - гиганты Amazon и AliExpress. При таком подходе необходимо произвести товар и передать все процессы на аутсорс.

3PL-провайдеры: критерии профессионального соответствия

Существует много занимающихся логистикой фирм, которые имеют небольшие ресурсы, но именуют себя новомодным словом «3pl-оператор». Два фургона и пара водителей – это не повод относить себя к 3PL-логистике. Далеко не каждая компания может выполнять все функции 3pl-провайдеров.

3pl-логистика и оператор, ей занимающийся, удовлетворяют следующим критериям:

  1. Предоставление полного спектра складских услуг. Использование для хранения собственных складских помещений класса не ниже «В», технически оснащенных и большой вместимости.
  2. Собственный автопарк, позволяющий 3pl-провайдеру перевозить товары с соблюдением различных норм.
  3. Наличие программного обеспечения для автоматизации процессов складского учета, приемки и выдачи, маршрутизации перевозок, а также контроля за всем персоналом, включая водителей.
  4. Развитая география.

3PL-логистика: основные этапы

  • Оператор 3pl-предлагает полный спектр 3PL-услуг для владельцев товаров:
  • Прием на склад – это первый этап работы. Для равномерного распределения складских площадей, владельцу нужно подать заявку заранее, еще до передачи груза 3PL-провайдеру.
  • Хранение – товары требуют соблюдения условий хранения, обеспечивающих максимальную сохранность. Эти условия должен обеспечить 3 pl-провайдер. Это важный критерий, особенно для продукции, требующей температурного режима. Нужно заранее уточнить, какие условия хранения может обеспечить 3pl-оператор.
  • Cross docking – это вариант, когда товары не поступают на хранение, а происходит процесс приемки и отгрузки грузов через склад, с дальнейшей отправкой к конечному покупателю.
  • Транспортировка – подразумевает привоз товара на склад 3pl-оператору и его дальнейшее перемещение до конечного заказчика.
  • Маркировка – нанесение кодовых обозначений на груз с целью его дальнейшей идентификации, отслеживания пути товара и его местонахождения.
  • Контроль товара и его учет – для 3pl-оператора важно полностью управлять движением товара и обеспечивать его сохранность. Это позволяет оптимизировать место на складе, контролировать запасы и обеспечить правильное хранение.
  • Комплектование – формирование посылок из товаров, имеющихся на складе, с целью дальнейшей их отправки до конечного пункта назначения.
  • Упаковка – 3pl-оператор подбирает оптимальный вариант упаковки, подходящий конкретному товару, и запаковывает груз. Данный этап в 3pl-логистике важен, так как от этого зависят габариты и вес заказа. Также упаковка гарантирует сохранность товара. Все это влияет на лояльность покупателя.
  • Возврат – если покупатель по каким-либо причинам отказывается от заказа, то 3pl-оператор оформляет возврат и транспортирует такой товар обратно на свой склад для хранения.
  • Информационная помощь или поддержка – если у владельца товара возникнут какие-либо вопросы, 3pl-провайдер консультирует. Оператор всегда на связи.

Помимо основного перечня услуг, некоторые фирмы, занимающиеся 3pl-логистикой, оказывают и дополнительные. Среди них можно выделить:

  • экспедирование;
  • страховка;
  • услуги таможенных представителей.

Плюсы и минусы 3pl-логистики

Хороший 3pl-провайдер берет на себя все логистические процессы. Такому сотрудничеству свойственны преимущества, которые может получить интернет-магазин. Плюсы 3pl-логистики:

  • Сокращение сроков обработки заказов и доставки, что позволяет заказчику сконцентрировать свои ресурсы на продажах и развитии, а покупателю получать свои товары в короткие сроки.
  • Экономия денежных средств. Компания не вкладывает капитал в развитие и содержание автопарка, в аренду или покупку складских помещений с соответствующими условиями хранения, техническое и программное обеспечение, а также в наем дополнительного квалифицированного персонала. 
  • Качественный сервис и соответствие современным технологиям в логистике. Продавец, сотрудничающий с фирмой 3pl-логистики, пользуется результатами ее достижений и развития. Это связано с оптимизацией и усовершенствованием технического обслуживания, обучением персонала и т.д. 
  • Увеличение географии обслуживания. Сотрудничество с 3pl-провайдером, позволяет расширять бизнес и осваивать новые территории.

Аутсортинг всегда ассоциируется с некоторыми негативными моментами. 3pl-провайдер - не исключение. 3PL-логистика обладает следующими недостатками:

ограниченность вашего влияния на логистические процессы;

значительное влияние на конечный результат фирмы-подрядчика;

возможная утечка информационных данных.

Актуальность 3pl-логистики

Основной интерес к такому виду аутсорса возникает у малого и среднего бизнеса. Экономически выгоднее отдать частично или полностью функционал специализированной организации, которая профессионально занимается решением всех логистических задач и проблем, возникающих в процессе. 3PL-операторы – отличный вариант для интернет-магазинов. Он позволяет иметь качественный транспортный сервис и расширять географию работы. Гиганты бизнеса или наоборот, совсем маленькие фирмы предпочитают самостоятельно хранить товары и решать все задачи, которые связаны с логистикой. Поэтому все производители тщательно анализируют, просчитывают и принимают взвешенное решение, что им выгоднее.

3PL-логистика – весьма востребованное предложение, активно развивающаяся отрасль. 3pl-провайдер – это способ повысить эффективность работы интернет-магазина и превосходная альтернатива своим службам логистики.

Комментарии (0)